Вы здесь

18 сентября - день рождения штрих-кода

17 лет назад, 18 сентября 1996, в Украине начали применять штрих-коды для товаров.

 

Первые три цифры штрих-кода называют префиксом и присваиваются EAN. Ими обозначаются национальные организации EAN. Префикс национальной организации EAN - Ассоциации товарной нумерации Украины "ЕАН-УКРАИНА" - 482. Следующие 9 цифр содержат номер предприятия и товара, структура этих знаков определяется непосредственно национальной организацией. А последняя, 13-я, цифра - это контрольный разряд, она предназначена для проверки правильности считывания кода EAN сканирующим устройством.

 

Штриховое кодирование изобрел молодой инженер Давид Коллинз. После окончания инженерного факультета Массачусетского технологического института в 1950- х годах он пошел работать в Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с рутинной работой - сортировкой вагонов. Их надо было пересчитать, выяснить номера и согласно документации определить куда каждый вагон должен проехать... Процедура долгая, и без гарантии избежания ошибок. Тогда и пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Инженер-изобретатель, чтобы сделать проще опознавания номеров, предложил записывать их не только простыми цифрами, но и специальным кодом, содержащий красные и синие полосы, расположенные на вагоне в прямоугольнике полметра длиной. Испытания подтвердили, что сканирующий устройство может правильно считывать код даже при скорости движения вагона около 100 км/час. Однако Коллинз не успокоился. Успех подтолкнул его совершенствовать систему и в 1968 году вместо прожектора, который требовал слишком много электроэнергии, он использовал сфокусированный лазерный луч. Размеры сканирующего устройства стали гораздо меньше, уменьшилось и сама маркировка, что привело Коллинза на мысль использовать его штриховое кодирование не только на железной дороге , но и в качестве товарного кода.

 

В последние годы набирает популярность QR-код (от английского quick response - быстрый отклик) - матричный код (двухмерный штрих-код), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. Основное преимущество QR-кода - это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность использования в торговле, на производстве, в логистике.

 

Сейчас QR-коды наиболее распространены в Японии, стране, где штрих-коды пользовались такой большой популярностью, что объем информации, зашифрованной в коде, быстро перестал устраивать индустрию. Японцы начали экспериментировать с новыми способами кодирования небольших объемов информации в графическом изображении. Уже в начале 2000 года QR-коды получили широкое распространение в Японии, их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров.

 

Также QR-коды активно используются и в туризме. Например, во Львове объединение бизнесменов «Туристическое Движение Львова» разместило QR-коды более чем на 80 туристических объектах. Это позволяет туристам легко ориентироваться в городе, даже не зная украинского, ведь QR-коды в городе установлены на нескольких языках.